Нередко юные архитекторы и инженеры сталкиваются с тем, что детали конструкторов и наборы кубиков разваливаются от неловкого движения, что вызывает море слез и нежелание возводить постройки снова.

        Курс занятий «Керамическое конструирование» решает одновременно сразу множество задач:

 

 {tab=Структура занятий}

Конструирование организационно разбиваются на блоки по 4 занятия.

На 1-м занятии дается простая модель, доступная для сборки в течение одного часа. На 2-е и 3-е занятие дается одна более сложная модель, сборка начинается на 2-м занятии и заканчивается на третьем. Модель с первого занятия и общая модель со 2-го и 3-го занятий забирается ребенком домой для дальнейшей игры или пересборки на свободную тему. Поскольку в группе возраст и способности детей могут различаться в разумных пределах, тем, кто успеет собрать заданную модель до окончания времени занятия, будет предложено оформить постройку декоративными материалами, имеющимися в наличии (цветной песок, миниатюрные кирпичики и плитка, краски, керамические фигурки).

На 4-м занятии проводится свободный урок, опционально задается тема, в направлении которой предлагается конструировать. Ограничение только по времени, детали выбираются по задумке участника. Таким образом, отходим от шаблонного конструирования, позволяя проявить ребенку фантазию и смекалку. Результат конструирования фотографируется, сами детали на руки не выдаются.

После окончания блока, начинается следующий блок из 4-х занятий. Такое чередование фактически предопределяет порядок чередования тем и условий конструирования, чтобы принцип работы не приедался.

В планах изредка проводить внеблоковые занятия, направленные больше на технологию, нежели на конструирование из готовых деталей. Одним из опционов будет изготовление вместе с преподавателем светящихся окон, которые встраиваются в модель домика, придавая ему через светящиеся окошки в затемненном помещении волшебство и сказочность.

{tab=Тематическое наполнение}

1 блок:

1.1: Вводное занятие, характеристики конструктора и строительной смеси. Модель: Колодец

1.2;1.3: Модель: Домик с загоном. С применением ограды из деревянных жердей для сочетания керамики с деревом.

1.4: Свободное занятие на тему жилого домика.

2 блок:

1.1: Модель: Маленький жилой домик с человечком и кошкой

1.2, 1.3: Модель: Домик над рекой. Миниатюрные детали, использование красок и песка для создания ландшафта.

1.4. Свободное занятие на тему магазина. Могут присутствовать подсобные помещения с погрузочными въездами, витрины и прилавки.

3 блок:

  1. 1.Модель: Самолет

1.2; 1.3: Модель: Бульдозер и окружающая местность (растения, стройплощадка, фасад дома, уборка миниатюрных кирпичей)

1.4: Грузовик из деталей без инструкции (колеса и колесные арки, кабина, кузов для перевозки грузов, имитация грузов) – как это все видит участник, как он может перенести это с картинки через свое восприятие.

1 блок:

1.1: Вводное занятие, характеристики конструктора и строительной смеси. Модель: Колодец

1.2;1.3: Модель: Домик с загоном. С применением ограды из деревянных жердей для сочетания керамики с деревом.

1.4: Свободное занятие на тему жилого домика.

2 блок:

1.1: Модель: Маленький жилой домик с человечком и кошкой

1.2, 1.3: Модель: Домик над рекой. Миниатюрные детали, использование красок и песка для создания ландшафта.

1.4. Свободное занятие на тему магазина. Могут присутствовать подсобные помещения с погрузочными въездами, витрины и прилавки.

3 блок:

  1. 1.Модель: Самолет

1.2; 1.3: Модель: Бульдозер и окружающая местность (растения, стройплощадка, фасад дома, уборка миниатюрных кирпичей)

1.4: Грузовик из деталей без инструкции (колеса и колесные арки, кабина, кузов для перевозки грузов, имитация грузов) – как это все видит участник, как он может перенести это с картинки через свое восприятие.

{tab=Схема проведения занятия}

Схема проведения занятия:

  1. 1.Перед занятием готовится класс:
    1. По местам раскладывается раздаточный материала, а именно
      1. Картонки, как основание, на которой собирается модель
      2. Шпатели и зубочистки для работы со строительной смесью
      3. Влажные салфетки
      4. Пошаговые инструкции
      5. Баночки для приготовления строительной смеси
      6. В баночки на глаз насыпается сама
      7. Выставляем ящики с деталями где-то в доступном месте кабинета из расчета того, что дети будут подходить и набирать себе детали самостоятельно
      8. Преподаватель также готовит баночку смеси для иллюстрации правильного нанесения или же для замены ученику, сильно ошибшемуся в приготовлении смеси (для экономии времени)
  2. 2.Вводная часть в начале занятия
    1. Начинаем (продолжаем) занятия по керамическому конструированию в нашем кружке. Здесь мы моделируем интересные объекты окружающей нас действительности из керамических деталей и керамических фигурок. Разнообразие видов деталей позволяет делать модели сообразно вашей фантазии от простых построек, до больших строительных комплексов и машин.
    2. Тема сегодняшнего занятия: _тема_ [ознакомление с конструктором, изучение соединения деталей между собой с помощью строительной смеси и моделирование Колодца.]. [На первом занятии больше упор на характеристики деталей и материал из которого сделано – натуральный, приятно держать в руках, похоже на настоящую стройку – на втором и последующих больше упор на описание конструируемой модели, для чего и где используется].

[Переходим к подготовке конструирования]

  1. На любой стройке всегда важно правильно скреплять между собой детали, кирпичи, чтобы получалась прочная конструкция. Часто для этого используются кладочные смеси на основе цемента. Поскольку у нас стройка из, хоть и миниатюрных, но настоящих стройматериалов, будем использовать свою строительную смесь, которую как и кладочную смесь необходимо замешать с водой, перемешивая до медообразной консистенции (из расчета 1 доля воды на 5 долей сухой смеси). Такую смесь, в процессе работы, рекомендуется наносить тонкими мазками на каждую соединяемую поверхность детали. Делать это удобно шпателем, который лежит у вас на столе или даже зубочисткой, для получения конструкции без подтеков. [здесь можно показать как соединяются детали в нескольких плоскостях]
  2. Смесь безвредная для здоровья, состоит из натуральных веществ. Это не значит что ее можно есть, но даже при попадании в организм вреда не будет. Также смесь удаляется с рук влажной салфеткой, а при попадании на одежду достаточно промыть одежду в теплой воде.
  3. А теперь давайте каждый подготовит строительную смесь для себя, исходя из ранее озвученной пропорции. Имейте в виду, что сперва воды кажется недостаточно для превращения смеси в медовую консистенцию, но при перемешивании вода распределяется по всему объему и смесь становится нужной вязкости. Я буду помогать, если у кого-то возникнут затруднения.
  4. После того, как разобрались со строительной смесью, займемся тем, для чего здесь собрались – конструированием. Перед вами находится пошаговая инструкция, в которой расписан процесс сборки. Опираясь на эту инструкцию у вас получится интересная модель, которую вы заберете домой для дальнейшей игры.

       2.  На первом рисунке инструкции изображена вся постройка с перечнем деталей для ее возведения. Перед вами выставлены коробки с деталями, прошу подойти к ним и набрать из коробок столько деталей, сколько указано в инструкции для вашей постройки. Если случайно ошибетесь, не страшно. В любой момент занятия можно вернуть лишние или взять недостающие детали.

[теоретически, можно фасовать и раздавать детали наборами, это сэкономит сколько-то времени и избавит от небольшого хаоса, возникающего при наборе деталей детьми. Тем не менее, по опыту проведения занятия, для группы это интересный этап занятия, дети получают некую динамику движения в процессе занятия, происходит совместное взаимодействие при выборе деталей, тренируется память и счет. Важно то, что коробки с деталями в таком количестве действуют завораживающе, оставляя в памяти яркие эмоции, сказывающиеся на популярности занятияю.]

3. По окончании занятия привести материалы в порядок, для того чтобы их использовать далее.

{/tabs}

План занятий:

Урок состоит из 2 частей. В первой части руководитель знакомит юного конструктора с предметом конструирования на сегодняшнее занятие, используя наглядные пособия и схемы. Во второй, основной части занятия ребенок самостоятельно подготваливает соединительную смесь, набирает необходимые детали и приступает к возведению сооружения. Руководитель постоянно контролирует процесс, помогая, разъясняя и корректируя работу, что приводит в итоге к отличным результатам!

kk