Возраст, когда у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой, у детей интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как?, зачем?, почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
Дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Задачи:
- Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности, самопознание, представлений об окружающем.
- Формирование гуманных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных играх и занятиях.
- Воспитание самостоятельности и инициативы на основе освоения разнообразных способов действий и развития стремления к самоутверждению.
- Развитие творческих проявлений в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
- Дальнейшее укрепление психофизического здоровья, развитие двигательной активности детей.
Быстрая смена развивающих игр на занятиях развивает бурный интерес к новым играм и новым задачам. Способность выбирать игры дает стимул и в завершении выполнения задания. Таким образом, дети учатся переключаться быстро и без устали с одной игры на другую, доводить дело до конца. Учатся доброте, порядку, терпению, усердию, усидчивости, приходить на помощь своим сверстникам и взрослым.
Также на занятиях используются развивающие игры по методикам Никитина, Зайцева, Дьенеша, Даниловой, Воскобовича.
Структура занятий.
Развитие восприятия, логики, мышления, памяти.
Восприятие:
Зрительное восприятие
- Восприятие цвета.
- Восприятие формы.
- Восприятие размера.
Слуховое восприятие
- Голоса животных.
- Звуки музыкальных инструментов.
- Звуки природы.
- Восприятие громкости звуков.
Тактильное восприятие
- Восприятие размера.
- Восприятие веса (тяжелый — легкий).
- Восприятие различных видов поверхностей.
Пальчиковые игры
- Развитие мелкой моторики.
- Упражнения на развитие речи.
- Развитие высших психических функций: память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
Знакомство с окружающим миром
- Дидактический материал — тематические картинки (домашние животные, дикие животные, фрукты, овощи, мебель, цвета, формы, посуда, бытовая техника, грибы, деревья, цветы, противоположности и т.д.).
Кубики Зайцева
- Классификация кубиков (по размеру, по цвету, по звучанию)
- Пение складов по таблице и на кубиках, что очень часто выводит неговорящих малышей в речь.
- Подвижные игры с использованием кубиков.
- Строительные и сюжетные игры с кубиками.
- Игры со складовыми картинками (знакомство с окружающим миром).
- Обучение чтению.
Методики Никитина, Дьенеша, Воскобовича, Даниловой.
- Развитие логики.
- Развитие восприятия.
- Развитие памяти и воображения.
- Развитие мышления.
- Развитие речи.
- Развитие самостоятельной деятельности и личности ребенка.
- Пространственное конструирование.
- Изучение цвета, формы геометрических фигур.
- Обучение счету.
Физическое развитие
- Развитие крупной моторики.
- Подвижные игры.
- Развитие самостоятельной деятельности и координации движений.
- Движение под музыку.
Творческая деятельность
- Лепка (пластилин, соленое тесто)
- Работа с природным материалом.
- Раскрашивание картинок карандашами, фломастерами, восковыми мелками, красками.
- Аппликация.
- Оригами.
- Рисование карандашами, фломастерами, восковыми мелками, красками.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие воображения.
- Развитие координации движения рук.
Количество детей в группе: 6-7 человек Длительность занятия: 45 мин. — развивающие, творчество; 30 мин. – фитнес или музыка;
Режим занятий: 2 раза в неделю.