Возраст от 3 до 4 лет характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него вкачестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно — образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Задачи:
- Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
- Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
- Обогащение опыта самопознания.
- Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.
- Научить ребенка доводить дело до конца.
- Развитие личности ребенка.
- Формирование навыков учебной деятельности.
Быстрая смена развивающих игр на занятиях, развивает бурный интерес к новым и новым играм. Способность выбирать игры дает стимул и в завершении выполнения задания. Таким образом, дети учатся переключаться быстро и без устали с одной игры на другую, доводить дело до конца.
Также на занятиях используются развивающие игры по методикам Никитина, Зайцева, Дьенеша, Даниловой, Воскобовича.
Структура занятий.
Развитие восприятия, логики, мышления, памяти.
Восприятие:
Зрительное восприятие
- Восприятие цвета.
- Восприятие формы.
- Восприятие размера.
Слуховое восприятие
- Голоса животных.
- Звуки музыкальных инструментов.
- Звуки природы.
- Восприятие громкости звуков.
Тактильное восприятие
- Восприятие размера.
- Восприятие веса (тяжелый — легкий).
- Восприятие различных видов поверхностей.
Пальчиковые игры
- Развитие мелкой моторики.
- Упражнения на развитие речи.
- Развитие высших психических функций: память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
- Обучение счету.
Знакомство с окружающим миром
- Дидактический материал — тематические картинки (домашние животные, дикие животные, фрукты, овощи, мебель, цвета, формы, посуда, бытовая техника, грибы, деревья, цветы и т.д.).
Кубики Зайцева, знакомство со складами
- Классификация кубиков (по размеру, по цвету, по звучанию)
- Пение складов по таблице и на кубиках, что очень часто выводит неговорящих малышей в речь.
- Подвижные игры с использованием кубиков.
- Строительные и сюжетные игры с кубиками.
- Игры со складовыми картинками (знакомство с окружающим миром).
Методики Никитина, Дьенеша, Воскобовича, Даниловой.
- Развитие логики.
- Развитие восприятия.
- Развитие памяти и воображения.
- Развитие мышления.
- Развитие речи.
- Развитие самостоятельной деятельности и личности ребенка.
- Пространственное конструирование.
- Изучение цвета, формы геометрических фигур.
- Обучение счету.
Физическое развитие
- Развитие крупной моторики.
- Подвижные игры.
- Развитие самостоятельной деятельности и координации движений.
- Движение под музыку.
Творческая деятельность
- Лепка (пластилин, соленое тесто)
- Работа с природным материалом.
- Раскрашивание картинок карандашами, фломастерами, восковыми мелками, красками.
- Аппликация.
- Рисование карандашами, фломастерами, восковыми мелками, красками.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие воображения.
- Развитие координации движения рук.
Количество детей в группе: 6 человек Длительность занятия: 75 минут: 45 мин. — развивающие, подвижные игры, творчество;
30 мин. – фитнес или музыка;
Режим занятий: 1-2 раза в неделю.