МИФЫ О СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Ответы на вопросы родителей.

            Учитывая большой интерес к занятиям по системе Монтессори, а также весьма противоречивую информацию о подобных занятиях в интернете, мы задали самые часто встречающиеся вопросы наших родителей Монтессори-педагогам нашего центра. Большой опыт работы по данной специальности, а также искренняя преданность философии Марии Монтессори позволяет им отвечать на наши вопросы предельно доступно и откровенно.

 

Миф первый: Изначально это методика для развития детей с синдромом Дауна и детей с аутизмом, у которых проблемы с общением,  и эта программа разработана для того, чтобы их чему-то обучить.

Мария Монтессори после окончания университета действительно работала со special need детьми. Она изучала развитие таких детей и разрабатывала систему обучения, которая позволила бы им добиться ощутимых успехов в развитии, а некоторым даже успешно сдать государственные экзамены для обычных детей.

Но впоследствии  Мария Монтессори открыла свою пилотную школу для самых обычных детей — «Casa dei Bambini», где она продолжила свои изыскания и создание методики именно для обычных детей. Вся система Монтессори-школ, которая дожила до сегодняшних дней — это система, разработанная для обычных детей. Потом были десятки, тысячи и десятки тысяч школ в мире, которые взяли эту систему на вооружение.  Естественно, special need дети тоже могут заниматься по этой системе и добиваться очень хороших результатов.

 

Вот имена некоторых из известных людей, которые в детстве обучались по системе Монтессори:

  • Лерри Пейдж (сооснователь Google),
  • Сергей Брин (сооснователь Google),
  • Джимми Вейлс (основатель Wikipedia),
  • Жаклин Кеннеди (первая Леди США),
  • Джордж Клуни (актер),
  • Габриэль Гарсия Маркес (колумбийский писатель-прозаик, журналист),
  • Джеффри Безос (основатель Amazon.com),
  • Принц Уильям и принц Гарри,  (члены английской королевской семьи), а маленький сын принца Уильяма Джордж Александр Луи посещает детский  Монтессори-сад в настоящее время.

Между прочим, принцесса Диана, до того как вышла замуж и стала принцессой, по профессии была Монтессори-педагогом. И многие другие видные личности  в разных странах мира, в том числе и в России,  являются учениками Монтессори-школ и большими их поклонниками.

 

Миф второй: Многие классические педагоги дошкольного образования не очень любят метод Монтессори. По их мнению, дети, пришедшие после школ Монтессори, не управляемы, делают, что хотят.

 

Это как раз миф. Дети, занимающиеся в Монтессори-школе, четко знают правила поведения, знают границы дозволенного. Дети воспитываются в уважении к окружающим и к себе, их обязательно обучают вежливому общению, манерам, умению делиться с другими детьми как материальными вещами, так и своими идеями и знаниями.

Но в то же время дети из Монтессори-школ более независимы, привыкли самостоятельно принимать решения. Они могут сказать «нет» старшим в какой-то ситуации. На них труднее надавить. Они не терпят, когда педагог повышает голос, они к такому не привыкли.  Именно это и воспринимается  некоторыми педагогами как неуправляемость.

К сожалению, многие центры дискредитируют  метод Монтессори, создавая только среду, но не корректно проводя занятия. Педагоги без должного опыта и подготовки педагоги зачастую не обладают нужными знаниями и не хотят учиться.  Поэтому и дети, посещающие занятий у таких педагогов, далеки от идеала Монтессори-ребенка.

 

Миф третий: Занятия по системе Монтессори не стимулируют речевое развитие детей, так как общение детей на занятиях не приветствуется.

 

Это не верно. Очень даже приветствуется, именно поэтому классический Монтессори-класс — это группа детей 3-6 лет, там, где старшие дети помогают младшим справляться с заданиями. Социализация детей — важнейший момент наравне с индивидуальной работой.

Не приветствуются шум, драки, неуважительное отношение к другому ребенку. Детей учат прислушиваться к мнению другого малыша.

В группе  от 0 до 3 лет дети общаются с педагогом, с мамой и между собой. Даже у таких малышей существуют возможность взаимодействия двух детей. Ребенок может присоединиться к определенной работе другого, если тот не против. Например, дети могут вместе работать с соленым тестом и т.д.

Но есть определенные виды деятельности, где совместная работа невозможна  (вышивка, работа с ножом, утюгом, молотком и т.д.). Но это вовсе не значит, что работу нужно выполнять исключительно молча.

В группе «3-6 лет» дети сами объединяются в группы по интересам, например, играют в магазин, изучают вместе солнечную систему, строение земного шара. Существуют речевые игры, упражнения на линии, пение и прочее, где дети зачастую участвуют группой.

 

Миф четвертый: Ничему особенному на занятиях  Монтессори не учат. Ну,  там — на свечку дуть, в воде повозиться можно и дома с мамой. Качественные занятия по системе Монтессори можно проводить и дома, главное, педагога грамотного найти.

 

Во-первых, создать дома такую среду, которая предлагается в Монтессори-школе, практически невозможно. Для этого вам придется полностью перестроить свою квартиру. Отдельные элементы вы, конечно, сможете повторить в домашних условиях, но комплексный эффект от всех зон развития в Монтессори-классе в разы выше, чем если использовать только некоторые их варианты.

Среда Монтессори организована таким образом, что все материалы располагаются на уровне ребенка, в его полном доступе.

В Монтессори-классе используется очень много дидактического материала, множество приспособлений, специально разработанных вещей, бытовых предметов.  Обучение  ребенка происходит в различных зонах: развитие речи, мокрая зона, зона творчества, зона практической жизни, зона перекуса, зона релакса, зона подвижных игр (развитие крупной моторики); мелкая моторика развивается в каждой зоне.

Периодически весь материал обновляется. И хотя деление на зоны сохраняется неизменным, спектр выполняемых задач в какой-либо зоне постоянно меняется, поддерживая интерес ребенка.

В настоящем Монтессори-классе не повторяется ни один материал. Почему? Потому что если несколько детей одновременно захотят с ним работать, то перед ними стоит выбор: либо подождать (воспитание терпения и уважения к одноклассникам), либо выбрать другой материал (гибкость мышления, поиск альтернатив), либо предложить однокласснику работать с материалом вместе (социализация). Плюс есть множество занятий, которые рассчитаны на двух и более участников, например, магазин, где один ребенок — продавец, другой/другие — покупатели.

В группе «0-3 года» основным моментом является развитие самостоятельности.  В обычной жизни из предосторожности мамы часто помогают ребенку, направляют его деятельность, а нередко и запрещают многие вещи. А в группе, под присмотром опытного педагога,  у ребенка есть возможность стать более самостоятельным, овладеть простыми бытовыми навыками  (резать овощи, гладить утюгом, чистить ботинки, мыть зеркало, ухаживать за живым растением и т.д.).

И самый важный момент Монтессори-педагогики  —  научить ребенка самостоятельно принимать решение. Во время урока строго соблюдается алгоритм занятий. Ребенок сам выбрал, чем ему заняться, сам позанимался и сам все убрал за собой  (в отличие от обычных развивающих занятий или занятий дома, где материал для работы предлагает педагог или мама, и они же его и убирают).

Ну, как? Вы еще не передумали создавать Монтессори-школу для собственного ребенка у себя дома?

 

Миф пятый: Среда Монтессори очень опасна, неблагополучна по технике безопасности, т.к. перебирая бисер и другие  мелкие предметы,  дети могут вдохнуть их, и такой урок может закончиться весьма плачевно. То же самое можно сказать и про стеклянную посуду, включенный утюг и тому подобные вещи.

Грамотно построенная среда и опытный педагог не позволят ребенку нанести вред ни себе, не окружающим. Зато после таких занятий травм и непредвиденных ситуаций в быту будет гораздо меньше. Потому что ребенок будет к ним готов!

Возможно,  у вас есть еще какие-то вопросы по методике Марии Монтессори?        

Пишите нам на электронную почту : info@vitarad.ru

И мы с удовольствием развеем и ваш миф тоже.