Что такое вокал? Вокал – это умение петь, умение правильно воспроизводить голосовым аппаратом звуки.
Многие люди считают, что они умеют петь. Но это, к большому сожалению, не так. Это древнее искусство, которому посвящены многие годы исследований и немалое количество научных трудов.
Мало просто взять микрофон и в караоке-установку спеть Вашу любимую песню. Потом, на следующий день, Вы говорите друзьям хриплым голосом: «Я вчера так в караоке напелся, что горло болит» или « Я совсем голос потерял». Это не правильно! Таким образом можно нанести своему голосовому аппарату непоправимый вред и, в лучшем случае, лишиться голоса надолго. Потеря голоса и хрипота после исполнения нескольких песен говорит о том, что человек не имеет даже малейшего представления о вокале и и о том, как нужно правильно петь.
Прежде, чем петь, необходимо пройти хотя бы школу начинающего вокалиста. Таким образом, вы поймёте, что значит — петь, а что значит — кричать. А кричать тоже надо уметь. И это всё едино с вокалом.
На уроках (и детям, и взрослым) педагог разъясняет, как правильно открывать гортань, как правильно брать дыхание, как открывать рот (это также немаловажно), как пользоваться брюшным прессом при воспроизведении звука (это тоже неотъемлемая часть вокального искусства).Применяются специальные распевки, при помощи которых происходит становление голосового аппарата, пресса, дыхания, артикуляции.
Чем полезен вокал?
Кроме правильного дыхания и хорошего пресса, при помощи вокала лечатся многие заболевания. Вокалом лечат заикание у детей и взрослых, так как первая причина заикания – это неправильное дыхание.
При помощи вокала многие выплёскивают свою энергию, которая накопилась за день, неделю. Ведь исполнение песни отнимает у человека достаточно много сил и энергии. Лучше спеть песню, чем поругаться с кем-нибудь и потом жалеть об этом. Соответственно, вокал является своего рода лёгким, невидимым психологом, который помогает снять стресс.
Также при помощи некоторых вокальных и дыхательных приёмов лечатся ЛОР- заболевания. Не все, конечно. Но, например, при кашле правильное дыхание помогает лучшему отхождению мокроты и откашливанию. Одновременно улучшается воздухонаполнение пазух носа, что является профилактикой таких грозных заболеваний, как гайморит, фронтит и т.д.
При помощи занятий вокалом исправляются достаточно сложные отклонения, такие, как нарушение координации голоса и слуха.
{tab=Индивидуальные занятия вокалом}
Голосовой аппарат.
Голосовой аппарат – это всего-навсего две мышцы, которые колеблются, когда мы говорим или поём. Только при разговоре они колеблются с меньшей силой, чем когда мы поём или кричим.
Эти мышцы смыкаются друг с другом в зависимости от силы подачи голоса и выхода воздуха во время разговора или пения. Выглядят они в спокойном состоянии как английская буква «в», т.е. так «V». Вы можете поставить два пальца одной руки таким образом и подвигать ими (как показываете ножницы). Так работают наши голосовые мышцы.
Дыхание.
Природой заложено человеку дышать. Но не все умеют это делать правильно. Самое идеальное дыхание у детей до года.
Существует три типа дыхания: грудное, брюшное и лёгочное, т.е. дыхание лёгкими.
Во время грудного дыхания большая часть воздуха задерживается в грудной клетке, что не позволяет лёгким разворачиваться в полный объём. Такое дыхание обычно бывает у заикающихся людей.
Брюшное дыхание, когда идёт перебор воздуха, и во время вдоха человек надувает живот. Соответственно, во время выдоха живот сдувается.
Лёгочное дыхание — когда человек дышит лёгкими. Именно тем органом, который предназначен для дыхания. Во время такого вдоха расширяются рёбра.
Вокалисты практически не болеют ОРВИ или ангиной, т.к. правильное дыхание позволяет дыхательным органам работать в правильном режиме, как заложено природой. Правильное дыхание укрепляет органы дыхания и делает их более устойчивыми и выносливыми к раздражителям окружающей среды (холодная вода, мороженое, холодный воздух и т.д.)
Также правильное дыхание укрепляет брюшной пресс. Правильное звукоизвлечение равносильно тому, что вы сами толкаете рояль. Таким образом, можно представить, какая нагрузка идёт на пресс живота во время занятий вокалом.
Система занятий вокалом.
Урок занимает от 30 до 45 минут. Время занятия зависит от выносливости того или иного человека.
Урок начинается с распевания, т.е. с распевок, при помощи которых идёт работа над дыханием, слухом, постановкой голосовых связок в нужный рабочий режим, над дикцией. Если усвоение материала идёт достаточно быстро, начинается работать с песней. Не просто несколько раз прогоняем её, а именно работаем с ней. Обязательно под инструмент (педагог играет мелодию, ученик поёт). Это необходимо для того, чтобы ученик мог наиболее точно воспроизводить мелодию. Параллельно ведётся работа над текстом, выделением смысловых фраз, чтобы песня не звучала однотипно, монотонно. У каждой песни есть начало, середина и конец, и это всё необходимо отмечать голосом, тембром, силой подачи звука. После того, как эта работа выполнена, начинаем исполнение под фонограмму, т.е. музыку.
А вот теперь, после всей проведённой работы, Вы действительно можете пойти в караоке и порадовать себя и своих друзей достаточно качественным исполнением!
{tab=Логопедический-вокал}
Главная задача логопедического вокала – ликвидировать нарушения речи у детей с логопедическими проблемами. Одним из инструментов лого-вокала является использование распевок на слоги и звуки, что дается детям с логопедическими проблемами значительно легче, чем классические упражнения с логопедом. Если на занятии у логопеда ребенок просто произносит звук или слоги , то на занятии по лого-вокалу эти же слоги и звуки пропеваются. Ребёнок при пении поневоле удерживает челюсть и язык в нужном положении немного дольше, чем при произношении. Таким образом, привычное положение становится нормой для обычной речи.
Лого- вокал помогает и детям с заиканием (при отсутствии физиологических отклонений). Одной из главных причин заикания является неправильное дыхание, Слишком большой объем воздуха при вдохе приводит к тому, что при произношении он вырывается наружу и ведет к прерыванию и повторению звука. На уроках лого-вокала педагог начинает работать вместе с ребенком над правильным дыханием — это достаточно сложный и кропотливый процесс , после чего педагог и ребенок переходят на артикуляционную гимнастику позиции рта. Следом за этим происходит разучивание детских песен с использованием всех этапов для более эффективного результата.
Следует отметить, что лого-вокал – процесс длительный, требующий взаимного доверия между педагогом и ребенком, а также участия и поддержки семьи в процессе коррекции. Но результат скажет сам за себя!
{tab=Хоровое пение}
Хор – одна из самых эффективных форм музыкального развития. Взаимодействие в исполнительском коллективе, слаженность и гармоничность участников, заинтересованность в конечном результате – исполнении произведения, опыт сценического выступления, расширение музыкального кругозора при исполнении произведений авторов как отечественного, так и зарубежного, а также классического репертуара – это неполный список преимуществ хорового исполнения.
{/tabs}