Монтессори

Система Марии Монтессори состоит в создании для ребенка соответствующей окружающей среды (игровой и обучающий материал, деление на зоны и т.д.) в соответствии с возрастными особенностями детей (от 1,5 до 3 лет)

Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952), уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори — замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

Основным отличием метода Монтессори является отношение к ребёнку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребёнка к саморазвитию через помещение его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помощь ребенку в организации своей деятельности в этой среде. Малыш должен найти свой собственный, уникальный путь, реализовать свой творческий потенциал.

Развивающая среда в классе 1,5-3 включает в себя несколько функциональных зон, это зоны пересыпания, переливания, зона развития мелкой и крупной моторики, расширения словарного запаса и установление причинно-следственных связей, зона упражнений практической жизни, а также творческая зона. Естественно, эти зоны зачастую взаимопроникающие. Ребенок самостоятельно принимает решение, с чем и как долго работать ему в данный момент, он осуществляет свой свободный выбор. Взрослые же в контексте данной системы являются наблюдателями, помощниками и примером для подражания, например, если мы хотим ,чтобы дети вели себя спокойно, то, в первую очередь, мы — педагоги и остальные взрослые сами начинаем разговаривать тихо, уважительно и вести себя спокойно.

«Никогда не помогайте ребенку с задачей, в которой он чувствует, что может преуспеть»

 

Монтессори-педагог только на первый взгляд кажется пассивным, на самом деле он отмечает даже самые тонкие моменты, понимает, что именно предложить тому или иному ребенку для его дальнейшего развития, ищет индивидуальный подход к каждому ученику в классе, создает новые интересные и привлекательные развивающие материалы для детей.

«Главная задача ребенка — это строительство человека, в которого ему суждено превратиться”

На уроки в группу дети приходят учиться и работать, а никак не играть и развлекаться, поэтому все Монтессори-группы называются Монтессори-классами и Монтессори-школами.

Воспитанию духа и нравственности ребёнка в системе Марии Монтессори уделяется огромное внимание. В классе дети и педагоги и родители сосуществуют в уважительной атмосфере взаимопомощи и взаимопонимания. Даже с самыми маленькими мы стараемся доводить любое начатое дело до конца, уважать чужой выбор, уважать чужой труд, выполнять договорённости, радоваться успехам других.