С возрастом у ребенка растет интерес к окружающему. Любопытство малыша становится могучим фактором его дальнейшего развития. Ребенок стремится все увидеть, услышать. Однако ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные: ребенок хочет до всего добраться, все взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить.
В возрасте от 1 года до полутора лет понимание ребенком речи взрослого более развито, чем его собственная речь. Развитию речи ребенка, обогащению его словаря помогают и некоторые специальные занятия с ним. Например, показ картинок.
Необходимо иметь набор цветных картинок, изображающих знакомые ребенку предметы.
Можно использовать детское лото в картинках. Наконец, хорошим пособием может быть детский букварь, особенно если он снабжен красочными иллюстрациями.
Когда в семье играют на музыкальном инструменте, поют, танцуют с ребенком, то дети к двум годам радуются песне, слыша веселую мелодию, притопывают ножками, улыбаются; они начинают любить музыку.
В возрасте 1-2 года дети еще мало играют со своими сверстниками, но к началу 2-го года они уже начинают проявлять интерес к общению. Данный период (особенно с 1 года 6 мес. до 1 года 8 мес) — это период активного развития речи.
Задачи:
- Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
- Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
- Обогащение опыта самопознания.
- Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.
- Научить ребенка доводить дело до конца.
- Формирование навыков учебной деятельности путем игр.
- Социальная развитость.
В этом возрасте мама для ребенка самый главный пример для подражания, самый лучший учитель. Поэтому во время занятий мама находится рядом с ребенком и повторяет действия педагога, а ребенок подражает маме. Так через подражание (повторение), в форме непринужденных игр мамы помогают своему малышу познать окружающий мир, учат детей владеть своим телом.
Занятия построены так, чтобы ребенок не уставал, поэтому происходит быстрая смена игр, в результате чего малыш не успевает утомиться во время урока, в нем пробуждается интерес к новым играм. Мамы общаются с ребенком, а мы общаемся с мамой.
Главный момент в развитии – малыш впервые пробует социально адаптироваться в коллективе, происходит визуальный контакт с новыми людьми.
Структура занятий.
Восприятие:
Зрительное восприятие
- Восприятие цвета.
- Восприятие формы.
- Восприятие размера.
Слуховое восприятие
- Голоса животных.
- Звуки музыкальных инструментов.
- Звуки природы.
- Восприятие громкости звуков.
Тактильное восприятие
- Восприятие размера.
- Восприятие веса (тяжелый — легкий).
- Восприятие различных видов поверхностей.
Пальчиковые игры
- Развитие мелкой моторики.
- Упражнения на развитие речи.
- Развитие высших психических функций: память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
- Обучение счету.
Знакомство с окружающим миром
Дидактический материал — тематические картинки (домашние животные, дикие животные, фрукты, овощи, мебель, цвета, формы, посуда, бытовая техника, грибы, деревья, цветы и т.д.).
Физическое развитие
- Развитие крупной моторики.
- Подвижные игры.
- Развитие самостоятельной деятельности и координации движений.
- Полоса препятствий.
Творческая деятельность
- Развитие мелкой моторики.
- Обучение рисованию (точки, крючочки, палочки, кружочки…).
- Развитие восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие координации движения рук.
Количество детей в группе: 5 человек, длительность занятия: 45 минут (развивающие, подвижные игры, творчество).
Режим занятий: 2 раза в неделю.